Новости башкирские народные праздники

Смотрите видео онлайн «10 Календарные праздники башкирского народа» на канале «БГПУ им. М. Акмуллы» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 апреля 2022 года в 12:53, длительностью 00:00:57, на видеохостинге RUTUBE. Традиционные мусульманские праздники в Башкирии объявляют выходными днями. Мусульманские праздники, знаменательные дни мусульманского календаря. В День Республики Башкортостан запланированы патриотические выступления и краеведческие экскурсии, призванные напомнить о национальной культуре и башкирских традициях. это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ.

Башкирские народные праздники

Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же. Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время. В прошлом самым большим праздником у башкир был Йыйын перевод с баш. На общебашкирских йыйынах решались важные геополитические вопросы.

Так известно, что решение о присоединении к Русскому государству башкиры каждого рода принимали отдельно на йыйыне и поэтому этот процесс был не одномоментным, а занял почти век. После череды башкирских восстаний XVIII века проведение йыйынов было ограничено, а те, что проводились, были лишены своего политического значения и смешались с весенними праздниками, в первую очередь с сабантуем. Места йыйынов у каждого рода были определены, а некоторые известны и по сей день. Так, каждый год «Барда зиен проходит на месте йыйынов башкирского рода Гайна у с.

На нем принимало участие все население, вне зависимости от пола и возраста, социального положения. Каждому хватало место, каждому находилось состязание для проверки своих способностей. Неподалеку в тени деревьев или возле устроенных шалашей, юрт готовилась еда на всех в больших казанах.

Праздник завершался принятием пищи, люди рассаживались рядом со своими родственниками возле котлов, читали молитвы и желали благополучия в будущем, здоровья себе и тучности своему скоту, богатого урожая. Лепехин, И. Георги в своих работах отметили наличие у башкир такого праздника, как Сабантуй. Например, И. Георги, описывая башкирские быт и нравы, попутно отметил: «Пахотный их праздник Сабантуй во всем, кроме молитв, творимых муллою, сходствует с Анга Соареном черемисским. Хотя земледелие у них не в чести, однакож в праздник сей съезжается верхом всякая деревня, не исключая ни жен, ни детей, на свои пашни, слушает приносимое муллою моление о плодородии земли и изобилии в траве, и забавляется потом попойкою, пляскою, песнями, ристаниями взапуски и тому подобными». Одним из первых замечательное по своей полноте описание башкирского сабантуя оставил известный исследователь Оренбургской губернии второй половины XVIII века В.

Черемшанский: «Обычай это сохранился у них, вероятно, еще от времен язычества…Ежегодно, перед наступлением пашни, когда земля освободится от зимнего покрова и растительность обнаружит признаки жизни, избирается хороший, ясный день, в который Башкирцы — всех возрастов и полов — собираются на известное место где-нибудь за селением. Старики предварительно в этот день ходят в мечеть молиться Богу об изобилии в настоящий год урожая хлеба, а молодежь обоего пола, разрядившись в лучшее платье, идет на место назначения; охотники-ездоки садятся верхом на коней, объезжают вокруг деревни и потом отправляются от избранного места на несколько верст в степь, и оттуда уже — по известному сигналу — бросаются все как стрела, с визгом и гиком, скакать к назначенному месту, где ожидает их толпа зрителей всех возрастов и полов, а удальца-скакуна и приз в руках одной из прелестниц, избранной для этого по общему голосу. Скаковой приз состоит обыкновенно из бумажного, шелкового или полотняного — вышитого шелком и разноцветными нитками, платка, который привязывается на столб и отдается в руки женщин и детей. Приз этот достается в собственность тому, кто первый, прискакавши к шесту, сорвет его; но случается иногда, что несколько молодцов вдруг достигают шеста, тогда право на приз дается тому, кто всяких прочих превзойдет силою в борьбе или в стрелянии из лука в цель. Затем участвовавшие в скачке отправляются в деревню и разъезжают по домам, поздравляя домохозяев с наступлением весны и желая каждому хорошего урожая хлеба, размножения скота, пчел и т. После того вывозят в поле несколько пахотных орудий и начинают веселиться — каждый по своему возрасту. Старики обыкновенно садятся пить кумыз, приготовленный к этому времени, и смотрят на резвящуюся молодежь, которая поет, пляшет, играет на чибизгах прим.

К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку». Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания.

Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же.

Организаторами мероприятий выступают Самарская областная общественная организация поддержки национальной культуры «Курултай Конгресс башкир», администрация муниципального района Большеглушицкий при поддержке Правительства Самарской области и Республики Башкортостан. Начало массовых праздничных мероприятий, ярмарки, спортивных состязаний в 10. Открытие мероприятия с участием почетных гостей состоится в 11. Концерт артистов из Республики Башкортостан начнется в 12. Справочно Фатима Хамидовна Мустафина башк.

Дингезбаево, Имелеевская волость, Пугачевский уезд, Самарская губерния, ныне Большечерниговский район Самарской области - 2 ноября 1998, г. За 16 лет работы в должности министра просвещения Фатима Мустафина была проводником школьных реформ 60-70-х годов в республике. Также помогла многим землякам получить качественное образование.

Что такое куреш? Читайте на Life. Шумят соседи наверху? У них там сабантуй... А между тем это слово с тюркского языка переводится как "свадьба плуга" и означает вполне конкретное событие в жизни татар, башкир и ещё некоторых народов, которое отмечают ежегодно в первый летний месяц года. Давайте разберёмся, какого числа будет отмечаться Сабантуй в этом году, где и как пройдёт праздник, каковы его истоки и традиции. Когда впервые начали отмечать Сабантуй Считается, что история Сабантуя насчитывает более тысячи лет. Истоки праздника кроются в седой древности и тесно связаны с аграрным культом. Первоначально событие имело сакральное значение: во время обрядов задабривали духов плодородия, чтобы те благоприятствовали хорошему урожаю. Проводили церемонию перед началом сева в конце апреля. За правильностью исполнения обрядов и жертвоприношений следили местные старейшины. Первое историческое упоминание Сабантуя историки находят в записках арабского путешественника Ибн Фадлана, прибывшего в древний Булгар в качестве посла из Багдада. Всё это свидетельствует в пользу "булгарской" теории происхождения праздника, однако есть также версия, что его традиция пошла от монголов. Сабантуй — слово тюркского происхождения, состоит из двух частей: "сабан" — "плуг" и "туй" — "свадьба". Получается "свадьба плуга", "торжество плуга". Или, говоря современным языком, день земледельца. Чаще всего Сабантуй называют татарским праздником, и это несомненно так, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам. После принятия татарами и башкирами мусульманства, а чувашами — христианства языческая составляющая праздника постепенно сошла на нет и Сабантуй окончательно стал просто весёлым народным гулянием.

Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"

Завершались народные собрания праздником. На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из другого рода. Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа.

Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места.

Используем народные традиции в более современной технике. Раньше вручную вышивали, да и до сих пор встречается вручную. Но в «Агиделе» мы ее освоили на машинке. Нашли машинку, обучились и начали выпускать. Дружба народов — то, что должно проходить через призму времени, объединяя все поколения. Ян Схоменко, житель г. Уфы На празднике можно было и самому сшить элемент национального костюма на память.

Обучали этому мастерицы домов народного творчества. Даже небольшое украшение несет в себе историю. Хранить ее нужно так же бережно, как традиции и обычаи. Найля Хасанова, мастерица На мне башкирское народное украшение хакау. Но это большое украшение, его тяжело носить.

Интересно, что в день венчания невеста имеет право запросить выкуп, махр. Это может быть всё, что угодно, например, автомобиль или свадебное путешествие. Права, жених, не имея возможности выполнить подобную просьбу, может предложить свои варианты.

Если же невеста оказывается принципиальной, помолвка может быть расторгнута. Однако решение принимает сама девушка. Уклад башкирской семьи В башкирских семьях однозначным главой выступает мужчина. Задача женщины — хранить уют, заниматься домашними делами, быть скромной и придерживаться основных правил для замужних дам. Например, нельзя разговаривать с посторонними мужчинами. В старину, замужние женщины носили на голове платок, из-за чего их можно было легко выделить в толпе. Сегодня этого обычая придерживаются далеко не все башкирки. Встречая мужа вечером, женщине не стоит расспрашивать его, где он был в течение дня, с кем общался.

Башкиры считают, что при необходимости мужчина сам расскажет жене об этом. Измена является самых страшным грехом женщины. Мужчина же мог брать в жёны несколько женщин, однако предварительно нужно было посоветоваться со старшей супругой. Именно её слово являлось решающим, старшая жена оставалась самой авторитетной среди женщин, независимо от того, сколько их было — две или три. В жизни современных башкир семья играет не менее важную роль, чем для их предков.

Интересно, что в последние годы йыйыны проводятся и башкирскими диаспорами, проживающими за пределами Башкортостана — в регионах России и за рубежом. В 2019 году в Ишимбайском районе у подножия горы Торатау с большим размахом впервые прошел Республиканский фольклорный праздник «Торатау йыйыны». На мероприятие собралось более 50 тысяч зрителей не только со всей Башкирии, но и из соседних регионов России. Это событие стало настоящим йыйыном башкир, где и обсуждались актуальные вопросы дальнейшего развития и объединения башкирского народа, и были использованы развлекательные традиции, как пришедшие из глубины веков, так и современные.

В рамках праздника состоялось заседание исполнительного комитета Всемирного курултая конгресса башкир с участием гостей со всего мира. Этот праздник знаменует собой окончание посевных работ и традиционно проводится с конца мая по июль. Праздник Сабантуй также широко и на государственном уровне отмечается татарами. Похожие праздники существуют и у народов Поволжья чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов , и у казахов чабан-той , и у некоторых тюркских народов Кавказа балкарцев и ногайцев , однако они имеют свои особенности. Праздник в древности способствовал сохранению единства башкирской общины и укреплению межродовых связей. Традиционно сабантуи проводились в каждом ауле, приглашались также жители соседних деревень. Хотя письменных источников, по которым можно судить об исторических корнях сабантуя, практически не сохранилось, по произведениям устного народного творчества, отдельным записям путешественников и исследователей ученые делают выводы о древности этого праздника. Издревле смысл празднования начала или окончания сева, видимо, заключался в задабривании духов плодородия, чтобы получить хороший урожай в новом году. Посев зерновых, перед которым первоначально и устраивался праздник, считался исключительно мужским делом.

Мужчины молились у могил предков с просьбой об урожае», — пишет Флиза Фатыхова. В ней рассказывается о поклонении выставленному на вершине священной горы ритуальному плугу из красной меди во время весеннего праздника сабантуй, перед выходом на летовку. Этот праздник отмечался в конце мая — начале июня. В ходе праздника в честь Тенгри, духов земли-воды приносили жертвы, а также устраивали скачки лошадей и верблюдов. С внедрением мусульманской религии задабривание духов приняло форму молитв в мечети о будущем урожае. В советское же время появилась традиция чествования и награждения лучших механизаторов, передовиков производства.

Башкирский праздник Йыйын

Марат Ахметшин провел для детей мастер-класс по стрельбе из башкирского лука. Участников угощали национальными блюдами и напитками. Организаторами мероприятия выступили: работники районного Дома Культуры и сельского клуба, библиотекарь из села Дуван-Мечетлино Гульназ Ахметханова и активные жители села. В празднике приняли участие начальник отдела культуры Мечетлинского района Гульназ Халиковна, председатель исполкома Курултая башкир Мечетлинского района Марат Ахметшин.

Народный башкирский фольклорный ансамбль «Йырау» рук. Лауреат III степени 1. Народный башкирский эстрадно-фольклорный коллектив «Замана» рук. Народный башкирский фольклорный ансамбль «Кабырсак» рук. Дипломант 1. Народный фольклорный ансамбль «Юрматы» рук.

Народный башкирский фольклорный коллектив «Хазина» рук. Народный фольклорный коллектив «Хатира» рук. Народный фольклорный ансамбль «Ахираттар» рук. Фольклорно-танцевальный ансамбль «Хазина» рук. Народный фольклорный ансамбль «Узян» рук.

Символом истории башкирского народа, его культуры и быта является цветок курай. Для башкирской семьи характерен патриархат, обязанности женщины и мужчины строго распределены. Особым уважением в башкирской семье пользуются дедушки и бабушки. Старейшины организовывают праздники, регулируют конфликты и являются хранителями обычаев.

Башкиры — древний народ, они проживают на юге Урала 12 веков, и самое удивительное то, что они до сих пор с любовью отмечают религиозные и семейные праздники, которые почитали их далёкие предки. Отмечают их с таким размахом и широкой душой, что столы ломятся от угощений, а воспоминания греют душу весь следующий год. Один из самых старейших языческих праздников башкир — Каргатуй, по смыслу он очень похож на русскую Масленицу. Устраивают его в честь наступающей весны и уходящей зимы, ведь весна — это время пробуждения природы и время надежды, в том числе и на хороший урожай. Слово «каргатуй» можно перевести как «праздник птиц». Его проводят в первых числах марта, когда с зимовки возвращается грач. В разных уголках Башкирии Каргатуй отмечается по-разному, да и называют его «грачиной свадьбой» либо «вороньей свадьбой».

Башкирские народные праздники: йыйын

В Башкортостане наряду с праздниками, установленными российским законодательством, а также официальными башкирскими праздниками, такими как День республики (11 октября), День принятия Декларации о государственном суверенитете в 1990 г., а с 1993г. Гости праздника могут познакомиться с национальными подворьями, приобрести товары народных промыслов на ярмарке, попробовать национальные блюда, послушать песни и увидеть народные танцы. В номинации «Лучший традиционный башкирский народный женский костюм» — Народный башкирский фольклорный коллектив «Кош юлы» (рук. Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. В этой статье мы собрали список дат башкирских праздников на 2023 год и расскажем о традициях, которые сопутствуют каждому из них.

Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"

2 июня в селе Дуван-Мечетлино в рамках Года культурного наследия народов России прошел башкирский народный фольклорный праздник – «Кукушкин чай»(«Кәкүк сәйе»). Во время праздников башкиры исполняют народные танцы. Башкирские народные праздники. В 2024 году в Башкирии будут отмечаться множество праздников, которые позволят гостям и жителям региона окунуться в атмосферу башкирской культуры. Башкирские народные праздники. Наиболее древний башкирский праздник йыйын (народное собрание).

Единый Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Республики Башкортостан

Башкирские народные праздники. Расписание. Новости. Фотогалерея. Видеогалерея. Культурные и религиозные праздники Башкирская культура богата традициями, поэтому в календаре праздников Башкирии вы найдете не только государственные даты, но и дни, связанные с народными и религиозными обычаями. Закон Башкортостана «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан» был принят 27 февраля 1992 года Верховным Советом республики. Во время праздников башкиры исполняют народные танцы Запреты в традициях башкир Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией. 22 июля 2023 года в 10.00 в пос. Южный муниципального района Большеглушицкий Самарской области состоится ежегодный областной башкирский национальный праздник «ЙЫЙЫН».

Фольклорный праздник «Башкирские народные традиции и игры»

Национальная библиотека Республики Татарстан Информационные ресурсы Электронная библиотека Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика Башкирские праздники. Наиболее древний башкирский праздник йыйын (народное собрание). Башкирские народные праздники. Расписание. Новости. Фотогалерея. Видеогалерея. Смотрите видео онлайн «10 Календарные праздники башкирского народа» на канале «БГПУ им. М. Акмуллы» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 апреля 2022 года в 12:53, длительностью 00:00:57, на видеохостинге RUTUBE.

Религиозные праздники башкортостана

Народные праздники Сабантуй, или праздник окончания сельскохозяйственных посевных работ весной, празднуется только башкирами и татарами. Башкирские традиции – не только часть истории башкирского народа, это часть современной жизни России. Башкирские национальные праздники 1. Наиболее древний башкирский праздник йыйын народное собрание. Во время праздников башкиры исполняют народные танцы Запреты в традициях башкир Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией.

VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу.

И от души поиграли в такие игры как: «Бег с яйцом», «Бег в мешках», «Платочек», «Медный пень». Мероприятие сопровождалось исполнением мелодии курая и башкирской народной музыки. Дети познакомились с книжной выставкой «Башкирская народная культура».

О народах финского племени. Аминев З. Выпуск 3. Катанаева, 2007. Черемшанский, В. Губернского Правления, 1859. Уфа, пр. Октября, д.

Уфа, ул. Революционная, 18 Наименование: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук Тип ответственности: Хранитель Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г. Уфа, проспект Октября, д. У, У1. Республиканский центр народного творчества занимается изучением, систематизацией всей информации о сабантуях, выпускает методические рекомендации и пособия по отдельным элементам праздника. Ученые изучают сохранившиеся локальные особенности этого праздника, занимаются анализом сакрального содержания ставших уже традиционными соревнований и состязаний. Работа в этих направлениях будет продолжена. Современное бытование Места бытования. Современное место бытования: Российская Федерация, Республика Башкортостан. Место распространения: Республика Башкортостан.

Идрис и дер. Даты бытования: 1910 год Сведения об особенностях Состояние бытования Йыйыны и сабантуи проводились до 40-х гг. XX века. В послевоенное время, в 60-е гг. XX века сабантуи начали проводиться по указаниям сверху, как праздники окончания весеннего сева в колхозах и районах, а затем в и некоторых городах Башкортостана и Татарстана. Были полностью переняты древние игры и состязания, но они были лишены своего сакрального значения, а были праздниками советского труженика-колхозника. Именно в советское время сабантуй становится интернациональным праздником, частью массовой культуры двух республик. В новейшее время традиция проведения сабантуев продолжается, ежегодно проходят Федеральные сабантуи, республиканские, районные, иногда проводят отдельные колхозы или фермерские хозяйства. Состязания и их формы не менялись многие тысячелетия и, потеряв во многом сакральное значение, являют, между тем, прекрасный образец трепетного отношения к земле, природе, знания и уважения ее законов и способствуют экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Взрослые желания приговаривали, чтоб год был урожайным и амбары ломились от хлеба. А мальчики и девочки играли в любимые подвижные игры. Все на празднике ели кашу, а остаток оставляли воронам. В Башкирском историко-культурном центре им.

Национально-культурные орг. Это наша традиция, национальное развлечение и в то же время сельское событие, которое посещают не только местные, но и все желающие. Раньше этот праздник был долгожданным вестником весны и новых надежд. Так же это праздник единства сельчан.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий